ДоменыХостинг и серверыSSL-сертификатыСайтыБезопасностьКрупному бизнесуБонусыБлогЕще

Как законно использовать чужие изображения на вашем сайте

20 марта 2020

Визуальный контент — отличный способ улучшить ваш сайт, повысить конверсию и продажи. В век интернета найти подходящие иллюстрации стало и просто, и сложно одновременно. Источников фото и картинок масса, но какие из них можно использовать на коммерческом сайте законно? Разберёмся в нашей статье.

Нарушение авторских прав

Главный риск незаконного использования чужих изображений — получить судебный иск. Взыскать с провинившейся компании могут: 

1) штраф от 10 тысяч до 5 млн рублей, 

2) двукратную стоимость контрафактных экземпляров произведения, 

3) две стоимости права использования произведения. 

Помимо этого суд может потребовать у хостера сайта-нарушителя ограничить доступ к незаконному контенту: Статья 15.2. Порядок ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением авторских и (или) смежных прав.

Иногда, даже если вы, кажется, всё сделали правильно и легально разместили изображение на странице компании, правообладатель по какой-то причине может попросить удалить фото с сайта. Важно, чтобы на вашем ресурсе было легко найти контактную информацию. Так вы сможете быстро договориться с автором изображения и решить вопрос миром. Если же правообладатель не найдёт ваших контактов, он может сразу пойти в суд.

Как избежать проблем с авторским правом

Создавайте уникальный контент сами

Сайты с уникальными фотографиями и иллюстрациями ценятся пользователями и поисковиками больше, чем примелькавшиеся стандартные фото с первых страниц стоков. Плюс это отличный способ избежать судебных споров с правообладателями изображений. Самые простые варианты создания уникального визуального контента:

Наймите фотографа или иллюстратора

В зависимости от сферы бизнеса и объёма работ вы можете нанять человека для выполнения разовой задачи или взять его в штат. Можно один раз сфотографировать счастливую семью на новом диване или ежедневно снимать аксессуары для дома — разница очевидна. 

Обязательно заключите с подрядчиком договор. Это может быть:

  1. договор об отчуждении исключительного права: вам передаются все возможные права навсегда;
  2. лицензионный договор: вам передаются лишь прямо указанные в договоре права на определенный срок.

Фотографируйте сами

Если у вас есть подходящая техника и умения, почему бы не создавать иллюстрации для вашего сайта самостоятельно? Главное — делать это на хорошем уровне. И не забудьте адаптировать картинки для вашей площадки по размерам и качеству.

Договоритесь с автором

Нашли отличное фото, идеально подходящее для страницы вашего сайта? И ссылка на автора есть? Попробуйте просто написать ему и попросить использовать изображение, указав под ним имя правообладателя. Есть большая вероятность, что он позволит вам сделать это бесплатно или за небольшую плату. 

Используйте фото из общественного достояния

Общественное достояние — это совокупность творческих произведений, авторские права на которые истекли. В среднем, в зависимости от страны и обстоятельств, фото становится общественным достоянием через 70 лет после смерти автора. Вы можете использовать такие иллюстрации на вашем сайте без угрозы получить иск. Найти изображения в общественном достоянии можно в источниках из этого списка.

Используйте иллюстрации с соответствующей лицензией Creative Commons

Чтобы интеллектуальные и творческие продукты распространялись легально, была создана общественная организация Creative Commons (CC). Она разработала шесть основных типов лицензий с несколькими подвидами, на которые нужно обращать внимание при поиске картинок для сайта. Обязательное условие использования иллюстраций с лицензиями Creative Commons — указание авторства произведения. 

Тип лицензии CC часто бывает указан рядом с фото в виде соответствующей иконки. 

Иконки лицензий Creative Commons

Три из них разрешают коммерческое использование изображений, а три — нет. Российское законодательство не даёт чёткого определения словосочетанию «коммерческое использование». Но принято считать, что нужно оно для получения прибыли, а некоммерческое — для других целей: учебных, информационных, научных и т. п. 

То есть, если вы собираетесь поместить чужое фото на свой сайт для привлечения клиентов и продаж — это коммерческое использование. А если изображение нужно для научной статьи — некоммерческое.

Коммерческое и некоммерческое использование на разных условиях разрешают лицензии:

  • «С указанием авторства», cc by;
  • «Распространение на тех же условиях — Копилефт», cc by-sa;
  • «С указанием авторства — Без производных», cc by-nd.

Только некоммерческое использование на разных условиях разрешают лицензии:

  • «С указанием авторства — Некоммерческая», cc by-nc;
  • «С указанием авторства — Некоммерческая — Копилефт», cc by-nc-sa;
  • «С указанием авторства — Некоммерческая — Без производных», cc by-nc-nd.

Ищите в Google Картинках с соответствующей пометкой

Чтобы найти лицензированные изображения в Google, наберите в поисковой строке запрос и поставьте отметку напротив нужного типа лицензии. Рекомендуем выбирать картинку тщательнее и не на первой странице — так вы с большей вероятностью найдёте редкое, незаезженное фото для сайта.

Используйте фотостоки

Проще всего найти фото для коммерческого использования на фотостоках, платных или бесплатных. Ссылки на авторов и виды лицензии, в том числе Creative Commons, обычно бывают указаны в подписи к иллюстрации или на странице поиска. Например, фотосток dreamstime.com указывает у некоторых картинок вид лицензии — CC0. То есть авторы этих изображений фактически отказались от прав, и вы можете свободно использовать такие картинки даже в коммерческих целях.

Поиск изображений с лицензией CC0 на фотостоке dreamstime.com

Пример изображения с лицензией CC0 и указанием ссылки на автора на фотостоке dreamstime.com

Вот длинный, но далеко не полный список платных и бесплатных фотостоков.

Бесплатные

  • archive.org/details/image?sort=-date
  • bigfoto.com
  • burst.shopify.com
  • coverr.co
  • dreamstime.com/free-photos
  • firestock.ru
  • fotolia.com
  • freeimages.com
  • freerangestock.com
  • freestockimages.ru/photo
  • freestocks.org
  • gettyimages.com/embed
  • gratisography.com
  • imcreator.com
  • isorepublic.com
  • magdeleine.co/browse
  • maxpixel.freegreatpicture.com
  • morguefile.com
  • negativespace.co
  • pexels.com
  • photogen.com
  • picjumbo.com
  • picture-newsletter.com
  • pixabay.com
  • pxhere.com
  • rgbstock.com
  • skuawk.com
  • splitshire.com
  • stockio.com
  • stocksnap.io
  • stockvault.net
  • unsplash.com
  • visualhunt.com

Платные

  • dreamstime.com
  • istockphoto.com
  • marketplace.500px.com
  • ru.depositphotos.com
  • shutterstock.com
  • stock.adobe.com
  • stockphoto.com

Создавайте пародии и карикатуры

Если для вашего бизнеса приемлемы шутки, то для карикатур и пародий вы можете свободно использовать любые фотографии. Допускается даже не указывать имя автора — это разрешено законом.

Полезные ссылки по теме из Гражданского и Уголовного кодексов

  • ГК РФ Статья 1259. Объекты авторских прав
  • ГК РФ Статья 1260. Переводы, иные производные произведения. Составные произведения
  • ГК РФ Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях
  • ГК РФ Статья 1285. Договор об отчуждении исключительного права на произведение
  • ГК РФ Статья 1286. Лицензионный договор о предоставлении права использования произведения
  • ГК РФ Статья 1291. Отчуждение оригинала произведения и исключительное право на произведение
  • ГК РФ Статья 1292. Право доступа
  • ГК РФ Статья 1293. Право следования
  • ГК РФ Статья 15.2. Порядок ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением авторских и (или) смежных прав
  • ГК РФ Статья 152.1. Охрана изображения гражданина
  • ГК РФ Статья 1301. Ответственность за нарушение исключительного права на произведение
  • УК РФ Статья 146. Нарушение авторских и смежных прав

Рекомендуем