Аренда выделенного сервера удобна тем, что ее можно отнести как к операционным, так и к капитальным затратам. В статье рассказываем, как капитализировать расходы на аренду инфраструктуры и какие требования необходимо учитывать.
В каких случаях можно капитализировать расходы на инфраструктуру
- Если компании принципиально важно отнести эти расходы к капитальным: например, если операционные расходы превышают операционную прибыль или компании важно минимизировать потери EBITDA.
- Если компании нужно нарастить активы: с точки зрения отчетности с увеличением капитальных расходов увеличивается и стоимость бизнеса.
- Если это необходимо, чтобы соблюсти требования службы безопасности: в этом случае провайдер должен дать компании полный доступ к серверу, в том числе и к физическому оборудованию.
Модели капитализации расходов на аренду
Для капитализации расходов подходят две модели работы с провайдером: по договору долгосрочной аренды и через финансовый лизинг.
Модель 1. По договору долгосрочной аренды
В рамках этой модели инфраструктура остается в собственности провайдера, а компания просто ее арендует.
Такой договор аренды обычно включает в себя не только право использования оборудования, но и комплексную поддержку провайдера:
- размещение в дата-центре;
- сервисные услуги;
- покупку запчастей;
- предоставление каналов связи, например доступа в интернет.
Важно, что с таким договором по желанию клиента можно менять конфигурацию оборудования: например, увеличить оперативную память или добавить дисковый накопитель.
Модель 2. Через финансовый лизинг
В рамках этой модели заключается договор с обязательством выкупа: компания ежемесячно вносит платежи за использование сервера, которые покрывают его рыночную стоимость, а когда нужная сумма будет выплачена, бизнес может выкупить инфраструктуру по остаточной стоимости.
По этому договору компания берет на себя большинство обязательств по обслуживанию сервера — дата-центр отвечает только за размещение оборудования и базовые настройки.
Кроме того, клиент не может менять конфигурацию физического сервера — платформу, процессоры, оперативную память, сетевые карты или контроллеры.
Условия для капитализации расходов на аренду инфраструктуры
Чтобы отнести расходы на аренду к капитальным, важно соблюсти следующие условия:
- Сервер должен быть физическим и четко идентифицируемым. Нельзя капитализировать расходы на аренду виртуального сервера.
- Договор аренды должен заключаться на длительный срок — не менее чем на 12 месяцев. Можно заключить договор и на 11 месяцев, однако в этом случае обязательно регулярное продление.
- Клиент должен взять на себя обязательства по рискам, связанным с оборудованием: он сам настраивает сервер согласно своим потребностям, устанавливает программное обеспечение и так далее. Провайдер следит только за тем, что сервер остается доступным и работоспособным.
Что нужно учитывать при выборе провайдера для аренды инфраструктуры
1. Оборудование в собственности провайдера
Важно убедиться, что провайдер действительно владеет оборудованием, которое сдает в аренду. Если он сам арендует инфраструктуру у третьих лиц, это может повлечь определенные риски:
- нестабильность: если настоящий владелец оборудования решит изменить условия соглашения или потребует вернуть оборудование, это приведет к перебоям в работе инфраструктуры;
- ограниченный контроль: поскольку полноценное обслуживание оборудования доступно только его владельцу, провайдер не сможет оперативно реагировать на проблемы и быстро вносить изменения;
- риски для безопасности данных: если провайдер не контролирует оборудование полностью, это может сделать сервер уязвимым для кибератак и несанкционированного доступа.
2. Надежность провайдера
При выборе провайдера стоит изучить его репутацию и подход к работе:
- проверить, что провайдер делает для безопасности данных клиентов: хранит ли резервные копии, защищает ли серверы от DDoS-атак и других угроз;
- посмотреть, входит ли компания в реестр Роскомнадзора. Это особенно важно тем, кто арендует сервер для хостинга: с 1 февраля 2024 года компаниям, которые не входят в реестр, запрещено оказывать такую услугу;
- почитать отзывы клиентов.
3. Техническая поддержка
У компании должна быть возможность обратиться к экспертам со стороны провайдера — например, если на сервере случатся неполадки или потребуется сменить тариф. Изучая информацию о технической поддержке, можно обратить внимание на следующие аспекты:
- доступность — лучше всего, если служба поддержки доступна круглосуточно: так она будет максимально оперативно реагировать на инциденты;
- экспертность — сотрудники техподдержки должны иметь достаточно знаний и опыта, чтобы проконсультировать клиента и решить любые вопросы.