Эквайринг: что это такое простыми словами
Эквайринг – это процесс приема денежных средств безналичным способом, с использованием банковских карт и платежного терминала.
Производить оплату в процессе эквайринга можно кредитными или дебетовыми картами, с помощью смартфонов и связанных с ними устройств (например, умных часов), поддерживающих технологию NFC. Технология NFC (Near Field Communication) позволяет устройствам, которые ее поддерживают и находятся рядом друг с другом, обмениваться данными без проводов, Bluetooth и интернет-соединения.
Для чего нужен эквайринг
Наличие эквайринга позволяет бизнесу привлекать покупателей за счет дополнительной – безналичной формы оплаты товаров и услуг, сокращать трудозатраты персонала при работе с кассой (не тратится время на подсчет и выдачу сдачи покупателю), ускоряет и упрощает работу с заказами в интернет-магазине, автоматизирует расчеты с клиентами в онлайн-формате.
Для покупателя это удобно и быстро, а также безопасно. Возможность сделать оплату безналичным способом положительно влияет на конверсию платежей. А эквайринг для интернет-магазина не требует использования платежного терминала и контрольно-кассовой техники.
Кто участвует в процессе эквайринга
Когда покупатель производит безналичную оплату, он зачастую, не задумывается, что в процессе эквайринга участвуют следующие звенья:
- сам покупатель, делающий покупку,
- компания, которая продает товар или предоставляет услугу,
- банк-эквайер, он предоставляет платежный терминал и обслуживает расчетный счет компании-продавца,
- банк-эмитент, он выпускает карты, с помощью которых происходит оплата.
Как подключить эквайринг
Бизнесу (это может быть крупная компания или небольшое ИП) необходимо договориться с банком-эквайером об условиях предоставления услуги, установить у себя платежный терминал, оплачивать комиссию за проведение платежей. Банк-эквайер открывает для продавца расчётный счет, куда будут поступать денежные средства покупателей, также он предоставляет техническое оборудование и отвечает за все технические вопросы. За это банк-эквайер получает комиссию, как правило, это определенный процент от суммы покупок.
Торговый эквайринг использует в работе POS-терминалы, у которых есть считыватель карт, модули связи GPRS, 3G, Wi-Fi, клавиатурой для ввода ПИН-кода и чековый принтер.
Как работает эквайринг
Рассмотрим действия, который происходят при процессе эквайринга.
- Карта прикладывается к терминалу или вставляется в считыватель.
- Терминал отправляет информацию о платеже в банк-эмитент, который выдал карту покупателю.
- Банк-эмитент выполняет проверку счета покупателя – достаточно ли на нем средств, чтобы совершить покупку. Если баланс счета позволяет сделать платеж, то в ответ поступает команда о вводе пин-кода. Если средств на счете недостаточно, то банк-эмитент направляет отказ о проведении операции.
- В случае успешной оплаты процессинговый центр банка-эмитента забирает деньги с карты покупателя и направляет их на счет продавца в в банк-эквайер.
- Платежный терминал выдает «слип», который подтверждает проведение операции, но не заменяет кассовый чек (поэтому при безналичной оплате вам выдают два чека: слип от платежного терминала и кассовый чек).
- Последний этап – это перечисление банк-эквайером денежных средствх в банк-эмитент за вычетом комиссии. Срок перевода платежей может варьироваться, но, как правило, составляет не более трех дней.
Интернет-эквайринг: что это такое простыми словами
Интернет-эквайринг – это процесс безналичной оплаты, который происходит онлайн.
Оплата онлайн это как? Это когда покупатель делает платеж в интернете на сайте продавца товаров или услуг. Также оплата может происходить в мобильном приложении или по ссылке, которую вам предоставляет продавец.
Как работает интернет-эквайринг? Процесс проведения безналичных платежей онлайн почти не отличается от оффлайн-эквайринга:
- После выбора товара, клиент складывает его в корзину. Завершив покупки, можно переходить к оплате.
- Если покупатель выбирает способ оплаты с помощью банковской карты на сайте, то его перенаправляют на страницу платежной системы, где требуется ввести реквизиты карты.
- Информация о карте, стоимости и виде товара передаются платежному провайдеру, который устанавливает связь с банком, предоставляющим услугу эквайринга.
- Полученная банком информация направляется в платежную систему, обслуживающую карту (МИР, MasterCard, Visa).
- Платежная система связывается с банком-эмитентом, который выпустил карту, для проверки ее работоспособности и наличия денежных средств на счете.
- При наличии достаточной для оплаты суммы в платежную систему возвращается положительный ответ. Затем информация передается в банк-эквайер и платежному провайдеру, который подтверждает проведение операции.
- Когда торговая площадка получила подтверждение, то она сообщает покупателю об успешной покупке.
Как подключить интернет-эквайринг? Кроме заключения договора с банком и выбора тарифа обслуживания, вам потребуется подключить онлайн-кассу и установить модуль для интеграции с платёжной системой на свой сайт.
Виды эквайринга
- Торговый эквайринг. Это безналичные платежи, которые совершаются в оффлайне с использованием POS-терминала. торговый эквайринг используют кафе, магазины, заправочные станции, аптеки, кассы вокзалов, салоны красоты и другие сферы.
- Интернет-эквайринг. Это покупки, происходящие в интернете, без использования специального оборудования. Для подключения интернет-эквайринга необходимо наличие сайта, соответствующего требованиям банка. Оплата при интернет-эквайринге осуществляется при помощи банковской карты или электронных денег.
- Мобильный эквайринг. Совершение платежей с банковских карт при помощи смартфона или планшета и mPOS-терминала. Терминал не привязывается к определенной торговой точке и может принимать оплату в любом месте. Он вставляется в соответствующий разъем на мобильном устройстве и использует специальное приложение, которое выпускает банк-эквайринг.
- ATM-эквайринг. При данном виде эквайринга оплата производится через терминалы или банкоматы. Самые распространенные услуги, оплачиваемые таким способом: пополнение счета мобильного телефона, оплата ЖКУ, интернет-счетов и т.д.
- Оплата по QR-коду. Это осуществления оплаты с использованием системы быстрых платежей. Покупатель должен открыть приложение своего банка, отсканировать QR-код, в котором записана вся информация о платеже. Можно создать многоразовый код с реквизитами счетов или каждый раз гененрить уникальной с использованием специального программного обеспечения.
Чем эквайринг отличается от кассы
Эквайринг не заменяет кассу. Даже если вы используете эквайринг (или интернет-эквайринг) вам необходимо установить кассу (или интернет-кассу).
Эквайринг – это способ принимать платежи с помощью банковских карт, а касса необходима для того, чтобы пробивать чек и отправлять данные о платежах в налоговую.
Кассу или онлайн-кассу должны использовать почти все ИП и организации в соответствии с законом, а эквайринг – это дополнительные возможности для бизнеса, он подключается по желанию владельца бизнеса.
Можно объединять эквайринг и онлайн-кассу. И когда вы пробиваете чек на кассе она сама передает данные о покупке на терминал оплаты картой.
Преимущества и недостатки эквайринга
К положительным сторонам использования эквайринга можно отнести следующее:
- Расширение клиентской базы.
- Понижение рисков. Исключен прием фальшивых купюр, нет ошибок в суммах поступления и суммах сдачи.
- Экономия. В части тех затрат, которые необходимы для обслуживания наличности, например, оплата инкассации.
- Удобство. Многие перестали носить кошельки с наличными деньгами, а используют только карты.
Несмотря на положительные моменты эквайринга стоит отметить и отрицательные стороны процесса:
- Наличие комиссии от банка.
- Расходы на обслуживание и содержание оборудования.
- Разрыв по времени между осуществлением платежа и реальным поступлением оплаты на счет магазина.
- Операции по зачислению денег не производятся в выходные и праздничные дни.
Выбор банка-эквайера
Что нужно для интернет-эквайринга — выбрать надежный банк-поставщик услуг. Условия предоставления эквайринга различаются у разных банков. Для выбора наиболее выгодного предложения обращайте внимание на следующие моменты:
- Размер комиссии за обслуживание. Комиссия может списываться за каждую операцию или взиматься с оборота, также банки могут предоставлять пакетные предложения. Просите предложить вам различные варианты сотрудничества.
- Какое оборудование предоставляет банк и какие сроки его установки. Дается ли оно в аренду бесплатно или необходимо отдельное приобретение.
- Есть ли ограничения по сумме денежного оборота.
- Сроки зачисления денежных средств.
- Служба техподдержки. Круглосуточная служба поддержки обеспечит максимально быстрое решение проблем, возникающих в процессе работы эквайринга. Отлично, когда появившиеся сложности решаются дистанционно, а замену терминала производят бесплатно.
- Производится ли обучение сотрудников правилам эксплуатации терминала.
Заключение
Количество безналичных операций растет с каждым днем. Многие отказываются от наличных денег в пользу банковских карт. Таким образом, эквайринг привлекает больше клиентов и помогает бизнесу увеличивать прибыль.
Использование эквайринга поможет компаниям не только повысить продажи, но и стать более конкурентоспособными.
При выборе банка-эквайера обращайте внимание на размер комиссии, наличие круглосуточной поддержки и сроки выплаты денежных средств.