ДоменыХостинг и серверыSSL-сертификатыСайтыБезопасностьКрупному бизнесуБонусыБлогЕще

Основные блоки и элементы сайта — для чего нужны и как правильно оформить

23 июля 2021

Вы решили создать свой сайт. Прежде чем планировать его дизайн, стоит подумать о типе сайта и расположении функциональных блоков: меню, контактов, условий доставки и остальных.

Если вы еще сомневаетесь, какой именно сайт вам нужен — сайт-визитка, корпоративный или лендинг, то сперва загляните в статью «Как понять, какой сайт вам нужен» или посмотрите видео на эту тему на нашем канале в «Ютубе». 

Узнать подробнее о структуре сайта можно в этой статье: от иерархии страниц зависит успешное SEO-продвижение, удобство для посетителей и продажи.

Для тех, кто уже определился с типом сайта и его структурой, в этой статье мы расскажем про функциональные блоки и элементы сайта: как их обычно используют и на что обратить внимание, когда будете собирать контент для них.


Создать полноценный сайт без знания кода можно с помощью «Конструктора сайтов RU-CENTER». Конструктор поддерживает готовые шаблоны, темы и шрифты — останется только придумать текст и подобрать фотографии.


Первый экран

Главная страница — это первое, что видит посетитель сайта. За несколько секунд он решает: остаться или уйти. Задача этого блока — сделать так, чтобы клиент остался и посмотрел, что еще есть на сайте, или сразу же перешел к целевому действию.

Основные элементы

Заголовок. Часто это название того, что продается на сайте, слоган или вдохновляющая цитата.

Что продается — одежда, бренд — «О, май». Источник: ohmy.ru

Фоновое изображение: фотография, видео, иллюстрация, цвет или градиент. Картинка может иллюстрировать то, что человек в итоге получит, или задавать атмосферу. Если у вас нет собственных фотографий, можно прочитать нашу статью «Как законно использовать чужие изображения на вашем сайте».

Кнопка. Можно добавить целевое действие сразу на обложку: те, кто искал именно вас или уже заходил к вам, смогут сразу оформить заказ или перейти к новинкам и акциям.

На что обратить внимание

Не обязательно использовать все и сразу: фоновое изображение, заголовок и кнопку. Часто на главном экране — только картинка.

Пример первого экрана: меню (о нем дальше будет отдельный блок), изображение кольца из последней коллекции, слоган в виде закольцованной бегущей строки и кнопка. Источник: jewelry-in-august.com

Как выглядит сайт на разных устройствах. Во многих конструкторах сайтов можно посмотреть, что увидят посетители, если зайдут с ноутбука, смартфона или компьютера с большим экраном. Либо можно воспользоваться для этого расширением Window Resizer. Фрилансеры и дизайн-студии обычно проверяют этот момент, но лучше прописать его в ТЗ.

Меню и навигация

Понятные меню и навигация помогут посетителю сайта легко найти нужную информацию.

Основные элементы

Кликабельный логотип. Нажав на него, посетитель перейдет в начало главной страницы. Блок «Главная» можно удалить из меню.

Хедер (шапка сайта). Можно добавить меню, контакты, поле для поиска, выбора языка или города. Стоит выносить сюда то, что важно для вашего бизнеса: например, разделы «Доставка» и «Возврат».

Пример хедера. Источник: moscow.petrovich.ru

Активный пункт показывает посетителю, в каком разделе сайта он находится. Можно менять цвет активного пункта, подчеркивать или зачеркивать его, делать насыщеннее или прозрачнее — в общем, отличным от других.

Подчеркнутый раздел «Книги» подсказывает посетителю, где он находится. Источник: popcornbooks.me

Кнопка «Наверх» помогает быстро попасть в начало страницы, а не пролистывать ее вручную. Может быть в виде слова, стрелки вверх или другого элемента.

Пример кнопки «Вверх» в виде стрелки — появляется при скролле. Источник: travki.co/tea

Фильтры и сортировка. Возможность фильтровать и сортировать товары в интернет-магазине облегчает посетителю поиск того, что ему нужно.

Примеры фильтров и сортировки. Источник: ru.puma.com

Хлебные крошки. Это путь к разделу, в котором сейчас находится посетитель. Обычно выглядит так: главная страница — раздел — подраздел — страница. Стоит использовать их, если у вашего сайта сложная структура и большое количество разделов с подразделами.

HOME / ЖЕНЩИНЫ / ДЖИНСЫ И ДЕНИМ — это и есть хлебные крошки. Источник: cosstores.com/ru_ru

Перелинковка. Можно добавить на страницу товара блок с подборкой «Вам может понравиться» и предложить перейти на другие страницы сайта.

Пример перелинковки «Вам также понравится». Источник: 365detox.ru

Навигация в виде плитки. Можно показать сперва список товаров или услуг с картинками и ссылками. Нажав на то, что заинтересовало, посетитель перейдет в карточку товара или нужный раздел.

Каталог в виде плитки: сперва видишь все категории, что есть — и выбираешь нужную. Источник: periodica.press

На что обратить внимание

Значимые разделы. Меню должно содержать все основные разделы сайта, которые могут пригодиться посетителю. Оно располагается вверху страницы, в левой части экрана или в футере и должно быть доступно на главной странице: это важно для поисковой оптимизации.

Фиксированное меню. Можно зафиксировать меню (слева или сверху): посетитель в любой момент при скролле найдет нужный раздел.

Фиксированное меню при просмотре сайта всегда остается слева. Источник: studio-29.ru

Лаконичность. Лучше сделать не более 4−5 пунктов меню, а их названия — из одного короткого слова.

О компании

В этом блоке можно рассказать, как вы производите свой продукт и доставляете, зачем создали компанию, кто у вас работает. Открытость и прозрачность в работе компании вызывают доверие, а личные истории — чувство сопричастности.

Основные элементы

О проекте, бренде или компании. Кто вы такие, чем интересны и полезны для клиента, ваша миссия, как все начиналось, с какой идеи. Можно добавить сюда ленту из «Инстаграма» или видео и показать процесс создания продукта.

Это не просто картинки о производстве украшений, а гифки. Источник: jewelry-in-august.com/about/

Преимущества — все, что делает вас, ваш продукт или услугу классными. В этом разделе чаще всего используются короткие тексты с иконками, иллюстрациями или фотографиями. Здесь стоит рассказать, чем вы отличаетесь от конкурентов, почему продукт нужно купить именно у вас — с фактами, доказательствами и примерами.

Возможности — это тоже о преимуществах. Источник: e-kontur.ru/possibilities

Сценарии использования и польза. Рассказать с примерами, как пользоваться вашим товаром или услугой: с картинками, видео, схемами, постами клиентов из соцсетей. Здесь акцент на выгоде и пользе для клиента: не почему продукт или услуга хороши, а как они помогут человеку.

Покажите, как клиент будет пользоваться услугой: например, гифками. Источник: geekbrains.ru

Факты с цифрами. Цифры легко воспринимаются и привлекают внимание. Оптимально использовать 3–5 факта в цифрах и краткое пояснение к ним. Главное — чтобы они были понятными и классными не для вас, а для посетителей. «В прошлом году мы продали 3 000 смартфонов» — непонятно, много это или мало. А вот цифры у издательства МИФ звучат убедительно: «Мы издали 3 145 книг за 15 лет. Если посчитать, то это — книга за 2 дня».

Факты с цифрами можно подавать нестандартно. Источник: skyeng.ru

Кейсы и портфолио. Собрать истории компаний или клиентов, которые добились успеха с помощью вашего продукта. Рассказать, как вы помогли разным клиентам, какие были задачи, или показать фотографии «до и после».

Пример кейсов. Источник: plantsforfriends.ru/projects

Партнеры, клиенты, спикеры. Можно собрать логотипы тех, кто с вами работает или у вас покупает, и показать их в отдельном блоке. Посетителю бывает проще довериться тому, с кем уже работают другие.

На что обратить внимание

Не ставьте иконки ради иконок. Первые попавшиеся в стоках иконки могут смазать впечатление.

Для иконок можно использовать эмодзи, если это выглядит органично. Источник: ru.bookmate.com

Заголовок и изображение должны цеплять. При быстром просмотре нужно подать все так, чтобы на заголовках, иконках или изображениях посетитель задерживал взгляд.

На этом сайте каждый блок визуально отличается от другого: например, раздел «Курсы» выполнен на черном фоне, а раздел «Микрорубрики» — на белом. Источник: arzamas.academy

Продукты и услуги

Для интернет-магазина описывать продукты или услуги — понятная история. Но даже если у вас офлайн-бизнес, этот блок поможет сделать так, чтобы люди захотели прийти к вам.

Основные элементы

Описание проекта, продукта или услуги. Как продукт или услуга помогает решить проблему человека, какую несет пользу, чем интересен или как и зачем создавался: с картинками, видео и доказательствами. В интернет-магазинах это карточки товаров.

Способ приготовления и что во вкусе: информация для любителей спешелти-кофе. Источник: chernyi.coffee

Товарные сетки. Как расположить товары в интернет-магазине, зависит от количества категорий и самих товаров. Например, платья можно расположить в виде плитки товаров: при нажатии на понравившееся откроется поп-ап с карточкой товара.

Пример плитки товаров в категории «Платья». Источник: my812.ru

Пример поп-апа с карточкой товара. Источник: my812.ru

Доставка. Условия, куда доставляете, сколько стоит и куда обращаться за поддержкой.

Возврат. Условия, как сделать и что заполнить. Можно сразу прикрепить формы заявлений.

Все документы по возврату — в одном месте. Источник: chernyi.coffee

Ваш товар у реальных клиентов. Этот блок можно сделать, добавив фото из инстаграма. Клиенты публикуют, например, образы в вашей одежде и ставят специальный хештег.

Источник: stories.com/ru_ru/

На что обратить внимание

Четко дать понять, что предлагается на сайте. Посетитель впервые сталкивается с вашим продуктом, услугой и проектом: пусть за короткое время он максимально полно поймет, что вы предлагаете.

Объяснять понятно для клиента, а не себя. Чем проще и понятнее описание продукта, тем легче будет клиенту принять решение о покупке.

Отзывы

Блок сформирует доверие к вам и покажет, что вы — компания, которая реально существует. Отзывы помогают принять решение: часто они сопровождаются реальными фото товаров в домашней обстановке.

В интернете много отзывов, которые написаны на заказ. Из-за этого к ним настороженное отношение. Лучше добавить ссылки на профили клиентов в соцсетях, реальные фотографии и публиковать только настоящие отзывы, которые могут быть и в формате видео.

Пример отзывов в карточке товара. Источник: divan.ru

Форма для заявок, бронирования и записи

Форма для сбора данных нужна, чтобы собирать лиды. Лид — это любой человек или компания, которые заинтересовались вашим продуктом или услугой.

Форма может быть развернутой, как на скрине, или открываться, когда посетитель нажмет на кнопку (CTA). Источник: excusemyfrench.ru

Блок обычно состоит из заголовка, подзаголовка и формы, или только из заголовка и кнопки. Иногда нужно объяснить, зачем, например, подписываться на вашу рассылку. И стоит настроить страницу благодарности или сообщение, которые будут появляться после подписки: «Спасибо, что подписались на рассылку».

На сайте можно разместить простую форму подписки на рассылку и настроить поп-ап, где уже будут объяснения, зачем стоит подписаться. Источник: vetermagazine.ru

Вопросы и ответы

Этот блок работает со страхами и сомнениями клиентов, которые собираются что-то купить. Можно собрать частые вопросы и развернуто ответить на них.

Посетитель может открыть ответ на вопрос, который его интересует. Источник: postpartum.ru

Блог и новости

Раздел добавляет экспертности и доверия к компании, продуктам или услугам. А еще показывает, что вы растете, меняетесь и не боитесь делиться опытом.

Можно публиковать свежие интервью со ссылками. Источник: lucyzharikova.com/about

Основные элементы

Блог. Публикуя интересные и полезные статьи по своей тематике, можно показать компанию как эксперта в области и привлечь внимание целевой аудитории.

В блоге можно подробнее рассказать о преимуществах продукта, о том, как его выбирать и ухаживать за ним. Источник: linentexture.com/blog

Новости. Так можно показать аудитории жизнь компании: ее активность, процессы, интересные события. Главное, чтобы последняя публикация была не за прошлый год.

Источник: detali.net/news

Полезные материалы. Можно предложить посетителю что-то, что он сможет использовать прямо сейчас: обучающее видео, статью или файл с инструкцией. Люди больше доверяют тем, кто не боится делиться своими опытом и знаниями. Если к материалам добавить кнопки соцсетей для шеринга, о вас узнает больше людей.

Можно поделиться фрагментом лекции, чтобы получить контакт посетителя. Источник: authentic.academy

Публикации. Они выступают как социальное доказательство: о вас пишут, значит, вы существуете. Иногда достаточно добавить логотипы СМИ: даже не читая текст, посетитель может заметить их.

Вариант с логотипами, которые говорят сами за себя. Источник: heisplant.ru

Контакты

Как с вами связаться: адрес, email, телефон или карта с инструкцией, как добраться. Сюда можно добавить форму обратной связи.

Источник: arzamas.academy

Футер

Блок отделяет текст от нижнего края экрана. Здесь собраны все значимые разделы сайта — это важно для поисковой оптимизации. Тут можно разместить контакты, ссылки на соцсети или кнопки шеринга, юридическую информацию и публичную оферту. Часто в футере можно подписаться на рассылку.

Источник: monochrome.ru

Вдохновляйтесь примерами и делайте то, что лучше для ваших клиентов и бизнеса.

Рекомендуем