ДоменыХостинг и серверыSSL-сертификатыСайтыПочтаБонусыБлогСервис

Всё пропало! Или нет? Часть II. Как восстановить резервную копию сайта

4 декабря 2020

Продолжаем тему про резервное копирование файлов сайта и базы данных. В первой части мы пошагово рассмотрели, как сделать бэкап. В этой части мы также по инструкции будем восстанавливать то, что сохранили ранее.

Как восстановить сайт из резервной копии

Как и при резервном копировании, восстановить файлы и базу данных сайта можно через админ-панель хостинга, FileZilla, phpMyadmin и SSH-доступ (командная строка). Суть общая для всех способов: вам нужно заменить старую папку в корневом каталоге сайта на новую с резервной копией.

Восстановление файлов сайта

Через панель управления хостинга

Можно восстановить сайт из резервной копии, сделанной самим хостингом. Либо из скаченного вами на компьютер архива. Рассмотрим оба варианта.

Восстановление файлов из резервной копии

Перейдите в раздел «Резервные копии» панели управления хостингом — вы автоматически окажетесь в разделе «Файлы». Выберите нужную дату (1) и нажмите на название сайта (2), чтобы восстановить файлы этой версии.

Когда вы нажмёте на кнопку «Восстановить полностью», восстановится всё содержимое каталога сайта за выбранную дату. После нажатия появится дополнительное окно:

При нажатии кнопки «Восстановить с заменой» текущие файлы будут автоматически заменены, а кнопки «Восстановить с сохранением» — копия файлов будет сохранена в каталоге /home/login/tmp/DATE, где DATE — дата и время резервного копирования, например 202010210135. Найти папку tmp можно в разделе «Файловый менеджер».

Кнопка «Выборочно» позволяет выбрать отдельные файлы и каталоги для восстановления:

После нажатия кнопки «Восстановить» копия файлов также будет сохранена в каталоге /home/login/tmp/DATE. 

Восстановление файлов из архивной копии

По умолчанию корневым каталогом сайта является home/login/ваш_домен/docs, например, /home/h010444603/h010444603.nichost.ru/docs. Чтобы восстановить файлы сайта, нужно заменить файлы в корневом каталоге на файлы из резервной копии. 

Убедитесь в том, что: 

  • Восстанавливаемый сайт добавлен на хостинг: добавить сайт можно в разделе «Сайты» панели управления хостингом — кнопка «Создать сайт» в правом верхнем углу.

  • На хостинге достаточно свободного места: должно хватить как для старых файлов сайта, так и для файлов из резервной копии. Перераспределить дисковое пространство можно в разделе «Ресурсы».

Шаг 1. Зайдите в раздел «Файловый менеджер» и сохраните текущие файлы сайта (рекомендуется):

  • Откройте папку с именем сайта Ваш_Домен, например, h010444603.nichost.ru. Отметьте папку docs галочкой и нажмите на значок «Переименовать» на панели инструментов.

  • Введите новое имя для папки, например, docs_old, и нажмите «Сохранить». Так текущая версия файлов сайта будет сохранена. При необходимости её можно удалить, скачав предварительно на свой компьютер.

Шаг 2. Переместите файлы из резервной копии в корневой каталог сайта:

  • В разделе «Файловый менеджер» откройте папку с резервной копией /home/login/tmp/DATE и зайдите в папку с файлами сайта Ваш_Домен. Поставьте галочку слева от папки docs и нажмите кнопку «Копировать».

  • Перейдите на 3 уровня выше в домашний каталог /home/login/, кликая по стрелке (↑). Откройте каталог сайта и вставьте скопированную ранее резервную папку docs, нажав кнопку «Вставить» на панели инструментов.

Файлы сайта восстановлены.

Через FTP-клиент FileZilla

Логин, пароль и адрес сервера для доступа по FTP найдёте в письме хостинг-провайдера, а также в панели управления. Зайдите в раздел «FTP и SSH», вы автоматически окажетесь во вкладке FTP.

Нажмите на FTP-пользователя, откроется страница с данными. Чтобы узнать пароль, нажмите на кнопку «Сбросить пароль» — и увидите его во всплывающем окне. Также вы можете получить его на почту, поставив галочку рядом с «Выслать пароль на почту» и нажав на ту же кнопку.

Шаг 1. Установите FileZilla. Скачайте программу на официальном сайте, нажав на кнопку Download FileZilla Client. Стандартной версии будет достаточно.

Шаг 2. Авторизуйтесь. Введите данные для доступа к сайту в верхней панели: хост (адрес сервера), имя пользователя и пароль. В поле «Порт» впишите «21» — это стандартный порт FTP.

Что делать, если при авторизации возникает ошибка «Невозможно подключиться к серверу»

1. Нажмите на кнопку в верхнем левом углу (1) для запуска «Менеджера сайтов». В разделе «Общие»: 

  • в строке «Хост» (2) введите адрес FTP-сервера или IP-адрес;
  • в строке «Шифрование» (3) выберите «Использовать обычный FTP (небезопасно)».

2. Введите логин и пароль для доступа к сайту и нажмите «Ок». В открывшемся окне нажмите также «Ок».

После авторизации окно программы FileZilla станет выглядеть так:

Шаг 3. В окне «Удалённый сайт» зайдите в папку с именем ваш_домен, например, h010444603.nichost.ru. Переименуйте текущую папку с файлами docs: нажмите на неё правой кнопкой мыши, выберите «Переименовать» и укажите новое название, например, docs_old.

Шаг 4. Слева в окне «Локальный сайт» найдите папку, скачанную ранее в качестве резервной копии. Перенесите папку docs с компьютера в каталог сайта, перетянув её в правую часть окна. Либо захватите её непосредственно из папки компьютера и перетащите в правую часть окна FileZilla «Удалённый сайт». После загрузки восстановленных файлов проверьте свой сайт.


Через SSH-доступ

Данные для подключения к серверу по SSH вы найдёте в разделе «FTP и SSH», вкладка SSH панели управления или в письме от хостинг-провайдера. Чтобы узнать пароль, нажмите на кнопку «Сбросить пароль» — и увидите его во всплывающем окне. Также вы можете получить его на почту, поставив галочку рядом с «Выслать пароль на почту» и нажав на ту же кнопку.


Это вариант для опытных пользователей или админов, которые умеют работать с командной строкой. В большинстве случаев для восстановления файлов сайта достаточно панели управления или FTP-клиента.

Шаг 1. Если у вас Windows, подключитесь к хостингу по SSH при помощи утилиты Putty. Если у вас Mac, воспользуйтесь программой «Терминал», а дальше все команды — как и для Windows (у нас в примере скрины утилиты Putty). Здесь инструкция по работе с хостингом с помощью файлового менеджера и командной строки. 

Шаг 2. Введите команду mc — для запуска файлового менеджера. В левой панели файлового менеджера перейдите в папку с резервной копией, в правой — в папку с сайтом. Чтобы переключиться между вкладками, нажмите Tab на клавиатуре.

Шаг 3. Переименуйте каталог docs в docs_old. Для этого в правой панели файлового менеджера наведите курсор на папку docs и нажмите «Shift + F6». В поле «to» введите «docs_old» и нажмите «ОК».

Шаг 4. Переместите файлы из резервной копии: наведите курсор на каталог docs на левой панели и нажмите кнопку F6 для перемещения файлов либо F5 для копирования. В открывшемся окне нажмите «ОK» — файлы перемещены, копия восстановлена.

Восстановление базы данных сайта

Через панель управления хостинга

Перейдите в раздел «Резервные копии», во вкладку «Базы данных» (1) в верхнем меню. Выберите нужную дату (2) на календаре и нажмите на сохранённую копию.

Как и с файлами, для базы данных можно выбрать способ восстановления. Резервная копия будет восстановлена через некоторое время в зависимости от её размера — статус можно проверить в разделе «История операций».

При выборе «Восстановить с заменой» текущая база данных будет заменена на резервную.

При выборе «Восстановить в новую базу» резервная база добавляется к текущей — создаётся новая база данных. После восстановления зайдите в раздел главного меню «Базы данных», затем в «Пользователи». Предоставьте доступ к новой базе вашему MySQL-пользователю. Проверьте в панели управления в разделе «Базы данных», что сайт подключён к новой базе, а также его работоспособность.


Если на сайте возникает ошибка подключения к базе данных, проверьте правильность реквизитов подключения к базе данных в файлах сайта. Узнать, где искать конфигурационные файлы сайта с реквизитами доступа к базе данных, можно у разработчика сайта либо с помощью нашей инструкции в разделе «Помощь» — конфигурационные файлы популярных CMS.


При выборе операции «Сохранить в виде файла» копия базы данных будет сохранена в каталоге /home/login/tmp/DATE, где DATE — дата и время резервного копирования.

Через phpMyAdmin

Логин и адрес сервера для доступа к MySQL найдёте в письме от хостинг-провайдера, а также в панели управления хостингом в разделе «Базы данных». Перейдите во вкладку «Пользователи» и нажмите на имя пользователя.

Чтобы получить пароль, нажмите на кнопку «Сбросить пароль» — и увидите его во всплывающем окне. Также вы можете получить его на почту, поставив галочку рядом с «Выслать пароль на почту» и нажав на ту же кнопку. Если что, вот мини-инструкция для подключения к серверу MySQL.

Мы рекомендуем создать новую базу данных и выполнить в неё импорт резервной копии. 

Шаг 1. Зайдите в раздел «Базы данных» панели управления хостингом. Нажмите на кнопку «Создать базу» (1), введите новое название (2), например, login_test, и сохраните её (3).

Шаг 2. В открывшемся окне в строке «Принадлежность» нажмите на «Изменить». Из выпадающего списка выберите нужный сайт и нажмите на кнопку «Сохранить».

Шаг 3. В том же окне нажмите на кнопку «Добавить пользователя» (1). В поле «Пользователь» (2) из выпадающего списка выберите необходимого MySQL-пользователя. В поле «Права» (3) рекомендуем выбрать «Полный доступ» — затем нажмите кнопку «Создать» (4).

Шаг 4. Откройте phpMyAdmin. Для этого зайдите в панель управления хостингом в раздел «Базы данных» и нажмите на PHPMyAdmin. И авторизуйтесь.

Шаг 5. В левой колонке выберите новую базу данных login_test (1), откройте вкладку «Импорт» (2). Нажмите кнопку «Выберите файл» (3) и в открывшемся окне выберите скачанный ранее дамп базы данных. Задайте кодировку файла, обычно она совпадает с кодировкой сайта (4) — по умолчанию на хостинге RU-CENTER используется кодировка utf-8. При необходимости измените настройки импорта и нажмите кнопку «Вперёд» (5). Дождитесь окончания импорта.

После того, как база данных будет импортирована, проверьте в панели управления хостингов в разделе «Базы данных», что сайт подключён к новой базе — и проверьте его работоспособность. 


Если на сайте возникает ошибка подключения к базе данных, проверьте правильность реквизитов подключения к базе данных в файлах сайта. Узнать, где искать конфигурационные файлы сайта с реквизитами доступа к базе данных, можно у разработчика сайта либо с помощью нашей инструкции в разделе «Помощь» — конфигурационные файлы популярных CMS.


Для работы с базами большого объёма рекомендуем воспользоваться подключением из командной строки по SSH.

Через SSH-доступ

Подключение к хостингу по SSH позволяет работать с базами данных удалённо и не скачивать дампы на ваш компьютер. Работать с дампами баз данных размером более 64 Мб можно только из командной строки. Как и в случае с phpMyadmin, мы рекомендуем сперва создать новую базу данных и выполнить в неё импорт резервной копии. 


Данные для подключения к серверу по SSH вы найдёте в разделе «FTP и SSH», вкладка SSH панели управления или в письме от хостинг-провайдера. Чтобы узнать пароль, нажмите на кнопку «Сбросить пароль» — и увидите его во всплывающем окне. Также вы можете получить его на почту, поставив галочку рядом с «Выслать пароль на почту» и нажав на ту же кнопку.


Опять же как и с бэкапом файлов, это вариант для продвинутых пользователей или админов. Чтобы сделать дамп, вам понадобится установить утилиту Putty, если у вас Windows. Или, если у вас Mac, воспользоваться для подключения по SSH программой «Терминал» — а дальше все команды как и для Windows.

Шаг 1. Зайдите в раздел «Базы данных» панели управления хостингом. Нажмите на кнопку «Создать базу» (1), введите новое название (2), например, login_test, и сохраните её (3).

Шаг 2. В открывшемся окне в строке «Принадлежность» нажмите на «Изменить». Из выпадающего списка выберите нужный сайт и нажмите на кнопку «Сохранить».

Шаг 3. В том же окне нажмите на кнопку «Добавить пользователя» (1). В поле «Пользователь» (2) из выпадающего списка выберите необходимого MySQL-пользователя. В поле «Права» (3) рекомендуем выбрать «Полный доступ» — затем нажмите кнопку «Создать» (4).

Шаг 4. Подключитесь к хостингу по SSH при помощи утилиты Putty или «Терминала». Если у вас Mac, воспользуйтесь программой «Терминал». Здесь инструкция по работе с хостингом с помощью файлового менеджера и командной строки. 

Шаг 5. Откройте командную строку и выполните команду:

mysql -h dbhost -u dbuser -pdbpassword dbname < dump.sql

где

  • dbhost — адрес сервера баз данных,
  • dbuser — имя MySQL-пользователя,
  • dbpassword — пароль MySQL-пользователя (пишется слитно с параметром -p),
  • dbname — название базы данных,
  • dump.sql — название дампа базы данных.

После того, как база данных будет импортирована, измените в файлах конфигурации сайта название старой базы на новую и проверьте его работоспособность. Как это делать — писали ранее в разделе про восстановление базы данных через панель управления. 

Обычно, как и резервное копирование, восстановление файлов и базы данных сайта выполняются через панель хостинга. Можно это сделать и через FTP-клиент FileZilla, панель phpMyAdmin и SSH.

Рекомендуем