Как настроить публичную оферту на сайте
8 июля 2022

Публичная оферта — это предложение заключить договор, адресованное неограниченному числу лиц. 

Как написать текст публичной оферты для сайта, как ее разместить и настроить, чтобы минимизировать вероятность исков и штрафов, — читайте в этой статье подробную инструкцию. 

Что такое публичная оферта на сайте

Это предложение товаров, услуг или работ, обращенное к неопределенному кругу лиц. На сайтах и в мобильных приложениях, как правило, размещаются именно публичные оферты. Сами по себе они ничего не регулируют. Вот что означает публичная оферта на сайте с юридической точки зрения: это только предложение клиенту заключить договор на указанных условиях. Чтобы оферта стала договором, клиент должен ее акцептовать, то есть принять ее условия.

Пример

На сайте интернет-магазина размещена оферта. В ней сказано, что оформление заказа признается акцептом. Получается, когда клиент делает заказ, он соглашается с условиями сделки — акцептует оферту. Получение акцепта приравнивают к заключению договора.

Кому и зачем нужна оферта

Если вы начинаете бизнес в интернете, не разместив на сайте публичную оферту, отношения с клиентами будут регулироваться общими нормами законодательства. Так вы не сможете учесть индивидуальные особенности бизнеса, а это — прямой путь к конфликтам.

Юридическая справка: в соответствии со статьей 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной стороной и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.

Размещение оферты в электронной форме на сайте компании равнозначно направлению оферты клиенту. А совершение клиентом действия, предусмотренного такой офертой, является ее акцептом.

Если вы продаете товары через интернет, нужно обязательно составить оферту и следить за ее соблюдением (основание — постановление Правительства РФ № 2463 от 31.12.2020). 

Если вы продаете товары или услуги в интернете — будь то смартфоны, занятия в Zoom или глиняные горшки ручной работы, — вы обязаны заключить договор с клиентом. Если договора нет, Роспотребнадзор оштрафует вас за нарушение прав потребителей, а клиент не поймет, за что платит.

К тому же без договора сложно регулировать отношения: если одна из сторон о чем-то забудет или возникнет недопонимание, сослаться будет не на что.

Пример

Репетитор звонит ученику и говорит, что предупреждал: если не сообщить о переносе занятия за 12 часов, деньги не возвращаются. Ученик говорит, что такого не было, и требует возврата оплаты. Если условие, о котором говорит репетитор, не было закреплено письменно, ученик действительно имеет право требовать возврата денег за занятие.

В случае когда есть сайт и оферта, не нужно подписывать классический договор с клиентом. Будет проще, если ученик, например, оплатит занятие на сайте и при оплате поставит галочку «Согласен с офертой». 

Как составить публичную оферту

Оферта — это предложение заключить договор, оно содержит все необходимые условия. Такие условия называют существенными. Вот что в них входит:

  • Информация о продавце или исполнителе. Обычно это реквизиты, наименование организации или ИП. Обезличенной оферта быть не может, клиент должен понимать, с кем вступает в правовые отношения.
  • Информация о клиенте. Нужно указать в предложении, кто может на него согласиться. Обычно устанавливаются какие-то ограничения — например, только для физических или только для юридических лиц.
  • Информация о товаре или услуге. Важно указывать конкретные, а лучше — измеримые характеристики. Например, время онлайн-урока или граммовку блюда. А еще рестораны с доставкой еды часто предупреждают покупателей, что изображение в онлайн-меню — просто вариант сервировки блюда, сам товар может внешне от него отличаться.
  • Акцепт оферты. Описание действия клиента, после которого оферта считается принятой, а договор заключенным. Для интернет-магазина это чаще всего оплата товара, которая иногда дополнительно подтверждается вводом кода из смс. 
  • Обязанности и ответственность сторон. В этот раздел, как и в случае с любым договором, вносят информацию о том, что должны делать стороны и что происходит, если они нарушили условия договора.
  • Условия получения товара. В случае с интернет-магазином нужно подробно расписать, как клиент будет получать товар. Например, если выбрана доставка курьером, убедитесь, что вы запрашиваете у покупателя адрес. В условиях доставки прописывают и сроки, в течение которых нужно передать товар, — например, доставка курьером в такой-то день или доставка в пункт самовывоза такого-то числа, а затем хранение там в течение какого-то времени. 

Совет: в договоре стоит описать, что происходит, если покупатель отказывается от товара или создает ситуацию, когда вы не можете передать ему товар. Например, не открывает дверь курьеру.

  • Условия возврата товара. Нужно рассказать, как устроен процесс возврата товара ненадлежащего качества, что нужно делать покупателю, что — продавцу, в какие сроки. Убедитесь, что договор соответствует законодательству о защите прав потребителей и в нем есть условия возврата товара ненадлежащего качества, — в дистанционной торговле такое право дается покупателю законом. Стоит уточнить, кто и как несет расходы на этот возврат. Например, магазины в оферте указывают, что покупатель может вернуть товар, после чего они перечислят ему деньги, но в определенных случаях вычтут из суммы расходы на доставку товара и комиссию банка за перевод средств.
  • Условия изменения оферты. Условия оферты можно поменять в любой момент. При этом, если клиент уже принял оферту на совершение разовой сделки (например, на приобретение товара), после акцепта изменить условия о стоимости или сроке передачи такого товара именно этому клиенту нельзя. Если на сайте указана цена 5 000 рублей, после заключения сделки поменять ее и попросить клиента доплатить не получится — это незаконно.

Используйте оферту, чтобы зафиксировать права и обязанности: что делаете вы и клиент и на каких условиях. Задача оферты — защитить вас от недопонимания с клиентами и дальнейших разбирательств, поэтому в ней важно отразить все моменты, по которым такие недопонимания могут возникнуть. 

Как написать публичную оферту, чтобы ничего не пропустить: продумайте весь ход работы с клиентом, найдите опасные места и опишите их. Текст оферты рекомендуем согласовать с юристом.

Где разместить оферту на сайте

Документ стоит разместить так, чтобы к нему был открыт доступ без каких-либо ограничений. Например, не стоит размещать оферту на странице сайта, доступ к которой откроется только после оплаты заказа. Такую оферту суд признает недействительной — сослаться на нее в спорах с покупателями не получится. 

Назовите страницу так, чтобы клиент понял, что это оферта. Обычно создают страницу «Условия продажи» или «Оферта», размещают на нее ссылку на странице «О компании», в футере сайта рядом с контактами, и просят подтвердить согласие с офертой на этапе регистрации аккаунта или оформления заказа.

Многие интернет-магазины размещают публичную оферту где-либо на сайте и рассчитывают, что пользователь сам с ней ознакомится. Тем не менее при оформлении заказа клиент все равно должен будет проставить галочку, что он согласен с условиями, — это станет подтверждением, то есть акцептом, по которому оферта считается принятой, а договор — заключенным.

У интернет-магазина Lamoda публичная оферта находится в футере сайта

Иногда оферту клиент принимает уже при регистрации. Он сразу ставит галочку, чтобы согласиться с условиями документа. 

Интернет-магазин Wildberries просит клиентов согласиться с офертой при регистрации на сайте

Если вы продаете что-то в интернете без сайта, например в соцсетях, оформить и разместить оферту все равно нужно. Подготовьте текст, сохраните его на любом облачном сервисе и опубликуйте ссылку на документ.

Как настроить оферту

Одно из существенных условий любой оферты — описание акцепта, то есть условия, при котором договор считается заключенным. Акцепт — это явное действие, которое подтверждает, что клиент согласен с условиями оферты. 

В интернет-магазинах обычно встречается несколько вариантов акцепта, можно выбрать любой:

  • оповещение, что в момент оплаты вы соглашаетесь с условиями продажи;
  • отметку, что вы согласны с условиями продажи, до перехода на экран оформления заказа — когда вы ставите галочку «Согласен с условиями»;
  • принятие условий продажи в момент регистрации аккаунта;
  • подтверждение заказа переходом по ссылке из почты или указанием кода из смс или пуш-уведомления.

В качестве акцепта лучше указывать действие, которое бизнес может доказать. Самый эффективный способ — полная оплата товара или услуги. В случае с онлайн-офертой подтвердить факт оплаты может банк и сервис, через которые клиент проводил платеж.

Бездействие не считается акцептом. То есть в оферте нельзя указать, что договор считается заключенным, если не оговорено другое. 

Если магазин вносит изменения в публичную оферту, не забудьте сообщить об этом пользователю. Используйте попап или разместите объявление в видимой части сайта. Кроме того, можно сделать рассылку.

Оповещение об изменениях в оферте «Яндекс Плюса»

Пять советов для подготовки публичной оферты

1. Привлекайте внимание к условиям. Часто магазины публикуют ссылку на условия рядом с кнопкой «Оплатить», но саму ссылку не выделяют. Это законно, но опасно. Если клиенту не понравится покупка, он заявит, что условия не заметил, и пожалуется в Роспотребнадзор.

2. Пишите понятным языком. Не все клиенты читают условия покупки: тяжело вникнуть в юридические формулировки, некогда, польза непонятна. Чтобы клиентам захотелось читать, описывайте условия простыми словами. Так можно: нет закона, который требует использовать длинные и запутанные формулировки

Пример, как упростить оферту для сайта:

Нечитабельно

Потребитель вправе уведомить компанию о недостаточном качестве товара посредством сети Интернет в установленном порядке согласно закону «О защите прав потребителей».

Просто и понятно

Если товар окажется бракованным, магазин заменит его на другой. Для этого покупателю нужно написать письмо на service@shop.ru c темой «Замена товара».

3. Не пишите термины с прописной буквы. Встречаются договоры, где слова в середине предложения пишутся с заглавной буквы: «Клиент», «Исполнитель», «Сдача и приемка работ», «Приложение» и другие. Это термины.

Писать термины с прописной буквы — юридическая традиция, но не закон. Читать такое неудобно: заглавные буквы не дают сосредоточиться на смысле. Чтобы помочь клиенту разобраться в документе, удалите лишние слова из предложения, выберите важное в абзаце и выделите цветом вместо заглавных букв.

Пример, как упростить оферту для сайта:

Нечитабельно

По Договору Клиент обязан предоставить Компании Заявку до 5 марта.

Просто и понятно

Клиент обязан предоставить компании заявку до 5 марта.

4. Не используйте образцы публичных оферт сервисов-конкурентов. Каждый бизнес уникален и имеет не только экономические, но и юридические особенности.

5. Не называйте публичную оферту «договором оферты». На сайтах встречаются формулировки «Договор оферты» и «Договор-оферта». Они ошибочные по существу, потому что смешивают разные понятия, ведь оферта — это «дверь» в договор. На практике это говорит о низком качестве юридической поддержки и подрывает доверие грамотного клиента. 


Рекомендуем