ДоменыХостинг и серверыSSL-сертификатыСайтыПочтаБонусыБлогСервис

Как бросить офис и открыть свой успешный бизнес — агентство корпоративных подарков? Мы поговорили с Алёной Маковой, основательницей podarking.me, и узнали, сколько на этот рисковый шаг потребовалось денег, каким был первый сайт и как себя ведут поставщики, зачем Алёне несколько доменов и почему ей однажды пришлось срочно лететь за немецкими деликатесами и искать советские утюги.

Основательница: Алёна Макова

Адрес сайта: https://podarking.me/

Соцсети: Facebook, Instagram

— Как это вообще произошло: из офисного служащего с большими-важными должностями — в свободного предпринимателя?

Мне всегда нравилось придумывать идеи и подарки, и мне говорили, что у меня это классно получается. У меня был молодой человек со своим бизнесом, и он мне постоянно твердил: «Да зачем ты работаешь на дядю, делай то, что у тебя так круто получается — подарки». Когда на последнем месте работы я поняла, что проект не выходит на тот уровень, который мне интересен, я решилась-таки дальше никуда не наниматься, а попробовать сделать агентство подарков. У меня были накопления, и я решила попробовать, а если не выйдет, то через полгода-год вернуться в найм. Но всё получилось.

— Какой был стартовый капитал? А если по-человечески: сколько денег вложили в запуск бизнеса и первую раскрутку?

Больших стартовых вложений не было, сайт я сделала сама на wordpress, потом в первую закупку подарков для клиента вложила 200-300 тысяч рублей, пока согласовывали и подписывали договор на предоплату. 

— Как обстояло дело на рынке корпоративных подарков, когда вы только начинали? Какие задачи хотелось на старте решить, сделать не так, как у других?

Я вообще не изучала рынок и конкурентов, просто решила, что могу придумывать крутые подарки. Мне хотелось поменять культуру дарения подарка — чтобы компании дарили концептуальные идейные подарки, отражающие деятельность компании, чтобы хорошо считывалось, почему эта компания подарила именно такой подарок. И я идейно отказывалась делать «стандартные» в моем понимании вещи — ежедневники, ручки, зарядки и т.д. Потом этот максимализм и идеализм прошли, сейчас мы делаем и стандартные, и нестандартные подарки, и мерч.

— Как вы находите уникальные подарки и поставщиков? Как «уговаривали» партнёров, когда были совсем маленькими и не было еще кредита доверия?

Всегда изучаю ассортимент любых попадающихся мне магазинов, instagram для меня тоже рабочий инструмент поиска, хожу на все выставки, маркеты в поисках новых продуктов, что-то придумываем сами и просто находим под идеи производства. Сейчас уже многие сами присылают информацию о себе или знакомые пишут мне про новые проекты, зная, что я занимаюсь подарками. 

Проблемы «уговаривать» не было, все производители заинтересованы в сбыте, а в корпоративных подарках бывают довольно привлекательные тиражи. И мы всегда покупаем по предоплате, что гораздо выгоднее работы с розницей и ретейлом.

Про сайт и онлайн

— Вот этот момент — от идеи до первого клиента из онлайна — он долго длился? Сколько времени ушло на выход бизнеса в интернет?

Четыре часа на самостоятельную верстку первого сайта на wordpress. Первые клиенты пришли из моего поста на фейсбуке о том, что я делаю агентство подарков. После 10 лет работы в маркетинге было довольно много связей. Но уже в первый год начали приходить запросы через сайт. Потом уже сделали «под себя» красивый профессиональный сайт, но это было через 3 года после старта примерно.

— Вопрос, который всем задаём и просим не заглядывать в Википедию и Google. Шуточный. Отвечайте, что первое приходит в голову. Что такое хостинг? А что такое SSL-сертификат?

Хостинг — это, как я понимаю, пространство для хранения информации сайта, почты и тд, SSL-сертификат — знаю, что когда он «протухает» — это проблема. 

Про название и домен

— У вас классное название. Вы отталкивались от свободных доменов — подстраивали название компании под понравившийся — или сначала была концепция, а потом уже выбрали домен?

Название было придумано еще во времена наёмной работы, когда у меня только возникла мысль про подарки, т.е года за 3-4 до того, как я решилась на агентство. 

Сначала была версия propodarking, но когда рисовали со знакомой дизайнером лого, поняли, что длинно, и остался podarking. Домен в зоне .ru был занят, и родилась идея поискать альтернативные окончания. .me звучало прикольно, как призыв одарить и что-то очень личное, персональное. Всем нравится.

— Как «ухаживаете» за доменом, чтобы он был только ваш? Есть ли уже зарегистрированные домены «про запас»? Следите за периодом продления или какие-то специальные люди делают это за вас?

Слежу сама, за всем. Куплен ещё podarking.vip и ещё пара доменов — под идеи, которые ждут своего часа.

Год запуска бизнеса в интернете — 2014.

Средний чек — 300 000 рублей.

Самый недорогой товар — 200 рублей, шоколадная ложка.

Самый дорогой товар — делали индивидуальную книгу про историю итальянской и советской моды и факты из жизни именинника за 200 000 рублей.

Самый странный заказ за все время жизни бизнеса — советские утюги для компании по работе с проблемными активами.

Про сложное: драмы случаются и в любимом деле

— На каком году жизни вы вышли на окупаемость?

Мы делаем подарки под клиента на заказ, не держа склада, поэтому это с первого заказа было прибыльно. 

— Бывали ли проблемы с поставщиками?

Были, конечно, ситуации, когда подводили поставщики, приходилось за свой счёт решать эти вопросы. В одном из первых заказов вообще производитель исчез с предоплатой 250 тыс. рублей, не выполнив заказ в декабре, но через год я их отсудила обратно.

— Что оказалось самым сложным за все эти годы и как это преодолели?

Каждый год, особенно в предновогодний период, мы делаем невозможное по срокам и смыслам для клиентов. Одни производства говорят «невозможно», но мы находим тех, кто в итоге берёт и делает. Часто шучу, что можно уже консьерж-сервис открывать.

Самая смешная история, как я поехала одним днём в Германию покупать немецкие сосиски для подарка гендиректору немецкой компании. Он хотел именно немецкие сосиски, доставка с амазона приехала в непотребном виде, времени не было, и я полетела с чемоданом скупать по супермаркетам сосиски. 

— Как вы привлекали первых клиентов и какие каналы используете сегодня?

У нас довольно уникальная ситуация — мы не продаём «вхолодную», к нам приходят или по рекомендации, «сарафанному радио», или находят органическим поиском в интернете, а дальше, видя примеры работ и каталог, понимают, что пришли по адресу. Я много рассказываю о своём бизнесе у себя в фейсбуке, это тоже такой инструмент продвижения через личный бренд и ассоциацию меня с подарками.

— Вы есть и в онлайне, и в офлайне? Что приносит больше клиентов и денег?

Мы не интернет-магазин, а агентство для корпоративных клиентов, поэтому сложно сказать онлайн мы или офлайн. Онлайн для нас витрина, привлекающая клиента, дальше уже идёт коммуникация и в онлайне, и в офлайне.

— Как считаете, современный бизнес может ли обойтись только страничкой в соцсети?

Если у основателя есть сильный персональный бренд, то, наверное, может, но всё-таки функциональность соцсетей не всегда приспособлена для представления информации об услугах и портфолио, поэтому я за лендинги и сайты.

— Есть что-то из интересных планов на будущее? Может, новые направления будете развивать?

Вообще, в голове еще много околоподарочных идей — розничный магазин, сервисы подарков-подписок, ит-сервис подарков, своя линейка продуктов, проект про современные русские подарки, сервис индивидуальных вип-подарков. Но то руки не доходят, то мотивации не хватает, то думаешь не распыляться. Что-то, думаю, родится-таки. Я верю, что всё нужное в жизни тебя находит.

Интервью — Анастасия Фуэнтеальба; фотограф — Ольга Филонова.

Рекомендуем